Политика авантюризма, которую реализовывала нынешняя администрация
Химок, привела к тому, что в 2018 год муниципалитет вступает с огромной
«дырой» в своем бюджете. Соответственно, резко сокращается
финансирование практически всех отраслей городской экономики. О
состоянии бюджета округа, а также о возможных путях преодоления кризиса,
в комментарии депутата химкинского Совета депутатов Андрея Зайцева.
Ситуацию
с бюджетом городского округа, о чем неоднократно говорилось, нельзя
назвать просто критической. Она заставляет кричать. Задержки в выплате
заработной платы работникам бюджетной сферы, огромная кредиторская
задолженность, которая, по свидетельству начальника финансового
управления Натальи Гурьевой, достигнет к 1 января 2018 года – 1,3 млрд
рублей, долг коммерческому банку, взятый на затыкание созданных своими
руками дыр – 500 млн рублей и т.д. и т.п.
Но оказывается, и в этой ситуации можно кому-то неплохо жить и строить вполне оптимистические планы.
Вот
сравнительная таблица расходов бюджета городского округа на 2017 и 2018
годы, представленная финансовым управлением Администрации. Она не
требует каких-то особых знаний, ясна и понятна.

Что мы видим? Общая сумма расходов сократилась более чем на 1,6
млрд рублей, или на 13,6%, а если не учитывать средства областного
бюджета, то на 20%. Сокращение прошло практически по всем отраслям,
причем по некоторым очень значительное. Из таблицы видно, комментировать
не будем. Просто спрогнозируем, к чему это приведет. Скорее всего, это
будут очередные сокращения, корректировка зарплат, муниципальных заданий
и прочий негатив, когда учреждениям не на что будет сделать
элементарные закупки.
Но по трем направлениям расходы увеличены. Не
стоит, наверное, брать во внимание рост расходов на охрану окружающей
среды на 4 млн. рублей ввиду их незначительности.
А вот рост расходов
по пункту 1.1. на содержание аппарата администрации и ее подразделений
вызывает несомненный интерес. Казалось бы, уймитесь, начните сокращение
расходов с себя, поскольку именно по вашей вине и ни по чьей больше
городской округ оказался в такой ситуации. Снизьте себе премиальные и
материальную помощь. Но нет – о себе надо позаботиться в любой ситуации.
Себя мы не обделим, как-никак аппетит приходит во время еды и если есть
возможность и существует вседозволенность – почему бы этим не
воспользоваться. А остальные? А остальные – подождут, слушая, как хорошо
развивается экономика и социальная сфера городского округа.
И третье
направление роста – прочие расходы, или затраты, связанные с погашением
долговых обязательств. Будут они погашены или нет – вопрос, ведь
кредиторская задолженность в 1,3 млрд рублей, переносимая на 2018 год,
также не шутка и ее тоже надо гасить.
Что же можно предложить сделать
в такой ситуации, в которой оказался бюджет? Прежде всего, надо
уяснить, что простых решений не бывает и за каждое простое решение надо
платить. Та политика авантюризма, которую на протяжении трех последних
лет последовательно реализовывала нынешняя администрация в бюджетной
сфере, дорого обошлась городскому округу.
Конечно, хотелось бы сейчас
иметь стартовые условия, которые ей достались в наследство (отсутствие
долгов, огромный запас прочности в виде свободного остатка
нераспределенных средств и т.д.). Но, к сожалению, что имеем, то имеем.
И
начать надо с реальных цифр по доходам, то есть с того, что можно
собрать в виде налоговых и неналоговых поступлений. Целый год – если
проследить наши публикации и мои выступления на Совете депутатов –
доказывалось, что бюджет не соберет ту сумму доходов, которые предлагает
начальник финансового управления Гурьева, и с которой благосклонно
соглашалось руководство Совета. Ну и кто в итоге оказался прав? Недобор,
как мы и предполагали в начале года, составил около 1,5 млрд рублей, да
еще кредит в 500 млн рублей. Хорошо, что на 2018 год к нам прислушались
– дошло, наконец, что больше, чем 6,5 млрд рублей бюджет не соберет
(цифра утверждена в бюджете) и это я считаю определенной победой
здравого смысла.
Второй критерий – это сбалансированность бюджета. Он
должен быть сбалансирован при любых обстоятельствах и никакие колебания
(банкротство отдельных плательщиков, рост расходов и т.д.) здесь не
должны приниматься во внимание. Отсюда вытекает необходимость
риск-ориентированного планирования, то есть мы должны быть готовы к
любым ситуациям. К примеру, инициатива президента РФ Владимира Путина об
освобождении от земельного налога за участок в 6 соток отдельных, и
весьма многочисленных категорий населения, безусловно, приведет к
выпадению доходов. Если бы мы имели (а для такой экономики, как в Химках
стыдно не иметь) запас прочности, то реализовали бы данное предложение
практически безболезненно. Однако подушка безопасности была благополучно
истрачена (если не сказать большего) еще в 2016 году.
Отсюда
вытекает третье требование – в обязательном порядке создавать
определенный запас средств в виде свободных нераспределенных остатков.
Четвертое
требование – стабильность бюджетных показателей. Если бюджет уточняется
7 раз в году, то это говорит только о шараханьях из стороны в сторону.
Все разговоры о трехлетнем бюджете превращаются в пустой формализм. Ведь
никто не знает (и, наверное, уже не верит), что будет через год, если
не уверены даже в завтрашнем дне. Сегодняшняя действительность это
только подтверждает.
И последнее. Следующий год будет очень тяжелым.
Из 6,5 млрд рублей около 1,3 млрд рублей (как заявила Гурьева) надо
будет отдать на погашение кредиторской задолженности прошлых лет; 500
млн рублей надо направить на погашение кредита. Другими словами, 1,8
млрд рублей или 27% всех собранных средств работать на бюджетную сферу и
сектор реальной экономики не будут. Отсюда и весь имеющийся сегодня
негатив будет воспроизведен, возможно, даже в большем масштабе. Если
равновесие достигается таким путем, то зачем оно нужно в принципе?
Вспоминается
аналогичный пример. В середине 80-ых годов прошлого века руководство
Румынии пошло на беспрецедентно жесткие меры, чтобы выплатить внешний
долг (лимитированное потребление электроэнергии – лампочка на 15 вт на 1
комнату, продажа бензина по талонам – 30 л в месяц, запрет
холодильников и пылесосов и т.д.). Результатом стал бесславный конец
диктатора Чаушеску.
Мы что, движемся к подобному сценарию?
Будьте первым, кто оставит комментарий!