Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Жертвы «пиара»

Депутаты Госдумы на этой неделе внесли в повестку дня нижней палаты парламента обсуждение законопроекта о введении уголовной ответственности за незаконный «самопиар» глав регионов. Ранее этот документ получил одобрение правительства. Не исключено, что в ближайшее время Уголовный Кодекс пополнит статья, предусматривающая штрафы и реальные сроки лишения свободы за «незаконное расходование бюджетных и внебюджетных средств на информирование о деятельности органов госвласти субъекта РФ». О том, почему такая статья в УК необходима, – главный редактор «Городской газеты» Андрей ЗАЙЦЕВ.

О «самопиаре» региональных чиновников высказывались высшие должностные лица государства, и, если поначалу президент Путин говорил лишь о недопустимости использования бюджетных средств для финансирования промо-кампаний глав регионов, то теперь позиция стала гораздо жестче, на самом верху заговорили об уголовной ответственности за «самопиар». Такое внимание к проблеме именно сейчас не случайно – весной стартует избирательная кампания, это время, когда региональные элиты не жалеют финансов на продвижение своих кандидатов. Неисчерпаемый источник средств это бюджет, за счет которого во время предвыборных кампаний растут доходы политтехнологов, социологов и медиа-менеджеров, реализующих «пиар»-стратегии кандидатов.

Руководители всех уровней, от глав регионов до муниципальных чиновников, что называется «дорвались» до СМИ. Если раньше их активность в прессе возрастала с началом электоральных компаний, а в промежутках между выборами их было не видно и не слышно, то теперь некоторые руководители буквально не сходят с телевизионных экранов, соперничая по упоминаемости со звездами шоу-бизнеса. Чиновники оценили эффективность медиа и научились использовать этот инструмент для манипулирования общественным мнением.

Понятие «пиар» (английская аббревиатура pr – public relations – связи с общественностью) не несет в себе никакой негативной коннотации. Это важная составляющая деятельности частных компаний и госструктур. Используя pr-инструменты, – традиционные СМИ и так называемые новые медиа – они информируют общественность о своей деятельности, что, согласитесь, немаловажно, потому что имидж, как говорится, это все.

Связям с общественностью давно учат в университетах на Западе и в России, но действительно высококлассных специалистов в этой области не так много. Здесь и нужно искать суть проблемы. Богатые частные компании тратят на pr миллионы и могут себе это позволить. Во властных же структурах регионов и крупных муниципалитетов таких, как, к примеру, Химки, качество работы специалистов по связям с общественностью оставляет желать лучшего. Правильному использованию медиа нужно учиться, а безграмотный подход к задаче наносит объекту «пиара» больше вреда, чем пользы. Именно это и происходит у нас.

Трудно сказать, кто нанес больший урон имиджу руководителя г.о. Химки Владимира Слепцова, критические публикации «Городской газеты» или доморощенные «пиарщики» из администрации. Муниципальный чиновник стараниями привезенных им из Ярославля «специалистов» стал в Химках медиа-персоной номер один, что, несомненно, ему серьезно вредит. Г-н Слепцов не просто примелькался горожанам, ведь он герой каждого выпуска новостей местного телевидения, многих он начал раздражать. Его выступления и реплики чаще всего совершенно не продуманы, обещания, которые он дает, не выполняются, а инициативы, приписываемые чиновнику, не реализуются.

Задачей личного «пиара» г-на Слепцова должна была бы стать нейтрализация негатива, но, как нам кажется, дамы, отвечающие в администрации за «продвижение» начальника, этого не понимают. Результат их непрофессионализма могли в январе увидеть не только жители Химок, но и телезрители по всей России. Репортажи о «фокусах» городских чиновников с бюджетными деньгами показали едва ли ни все федеральные телеканалы.

Это был очень серьезный прокол администрации, и тут имеет смысл подробнее объяснить, почему мы так считаем, раскрыть, так сказать, некоторые секреты региональных «пиар»-игрищ. Раз в два месяца весьма близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества выпускает Рейтинг эффективности губернаторов, места в котором многое значат для региональных руководителей. В конечном итоге слишком резкая потеря баллов может означать для губернатора того или иного субъекта федерации, в том числе и конец политической карьеры.

На этой неделе был опубликован итоговый рейтинг за 2015 год, в котором губернатор Московской области Андрей Воробьев потерял три балла. Для него это существенное понижение, учитывая то, что он уже находится на предпоследней позиции в списке «отличников». Такими темпами глава Подмосковья рискует довольно скоро оказаться среди «хорошистов».

Можно спорить о методике подсчета баллов, которую используют в фонде, объективна она или нет. В нашем случае важно то, что большую часть информации для анализа специалисты фонда черпают из медиа. Так в прошлом году существенным фактором, повлиявшим на позицию губернатора Воробьева в рейтинге эффективности, стал расстрел чиновников в администрации Красногорска, продолжительное время это была самая обсуждаемая новость.

В минувшем январе, вне всякого сомнения, на позиции руководителя Подмосковья повлияли скандалы, связанные с Химками: история с «новогодними» 135 млн., отчеты об открытии несуществующих детских садов и развивающего центра, скандал с криминальным душком в Ивакино, где «пропали» 4,5 млн. рублей, якобы выделенные на ремонт «пятиэтажки». В администрации Химок не знали, как на все это реагировать, а ведь учитывать риски и минимизировать их – это то, что должен уметь каждый профессиональный «пиарщик». Химки гремели на всю страну и «подставили» губернатора.

Да, вы все правильно поняли. Целевой аудиторией бесконечных «пиар»-выходов Владимира Слепцова являемся не мы с вами, рядовые жители Химок, а начальство чиновника из правительства Подмосковья и кремлевские аналитики, расставляющие «плюсы» и «минусы» в таблицах и рисующие графики, которые берутся за основу всевозможных рейтингов. Эти весьма условные показатели эффективности чиновников, основанные на публикациях в СМИ и глубокомысленных постах «топовых блогеров» в конечном итоге формируют общую картину, которая, к сожалению, далека от реальности.

Все бы ничего, но, во-первых, на «пиар» чиновников, зачастую бездарный и бессмысленный, тратятся наши деньги (телеканалы «360» и «Химки-ТВ» финансируются из бюджета), и, во-вторых, что не менее важно, а по большому счету стало очень серьезной проблемой, влияющей на качество работы всех без исключения госструктур и руководящих чиновников, – личное промо для них важнее реальных результатов работы. Понятно, что сообщить по «Химки-ТВ» об успехах в борьбе с последствиями снегопада, к примеру, и действительно убрать с улиц сугробы это не одно и то же. И тут мы вынуждены сделать неутешительный вывод: в основе работы госструктур в сфере связей с общественностью, в том числе и в нашем муниципалитете, лежит обыкновенное вранье.

Мы начали с замечания о том, что понятие «пиара» не несет в себе никакой негативной коннотации. Бесчестно и аморально другое – чиновники используют этот инструмент для бесконечной и громогласной лжи. Возможно, новая статья УК, предусматривающая ответственность за саморекламу, приведет их в чувство.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Городская газета Химки
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ50-02244
выдано федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) 11.08.2015 г.

© 2015-2020 Bitrage