Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Химки отстоят право на самоуправление

Депутаты Мособлдумы в минувший четверг одобрили законопроект о сроке полномочий и формировании муниципальных советов и порядке избрания глав муниципалитетов. Жители Зарайского, Коломенского, Лотошинского и Можайского районов, г.о. Котельники, а также городских поселений Волоколамск, Воскресенск и Сергиев Посад больше не будут избирать глав муниципалитетов. Вводится новый порядок избрания руководителей Пушкинского района и г.о. Серпухов. Для Химок все это стало реальностью еще в прошлом году. О последствиях экспериментов областного руководства с избирательной системой и структурой органов муниципальной власти своим мнением с читателями делится главный редактор «Городской газеты – Химки» Андрей ЗАЙЦЕВ.

В Московской области осуществляется масштабный эксперимент по лишению граждан возможности реализовать гарантированное им Конституцией избирательное право. Похоже, что депутаты Мособлдумы решили поставить рекорд по количеству законов, противоречащих конституционным нормам. Все помнят недавнюю отмену льгот пенсионеров и введение поборов на капремонт. Казалось бы, эти две крайне непопулярные меры не имеют непосредственного отношения к реформированию структуры муниципальной власти. Но с последними скандальными законодательными инициативами подмосковных депутатов их одно объединяет точно – все они направлены на сворачивание наших элементарных прав. Думают ли в подмосковном руководстве о возможных последствиях этих экспериментов и не опасаются ли там, что подопытные граждане рано или поздно зададутся вопросом, почему из них всячески пытаются сделать молчаливую покорную массу?

Что происходит

Мода назначать сити-менеджеров пришла несколько лет назад, но тогда полем для экспериментов сделали крупные областные центры. О сомнительной ценности этого новшества говорят многочисленные скандалы, возникавшие вследствие конфликтов между избранными мэрами и практически неподконтрольными им сити-менеджерами. Вследствие таких скандалов, как правило, страдают простые люди. Конфликт между представительной и исполнительной ветвями в муниципалитете обычно приводит к полному параличу власти, из-за чего становится невозможным не только развитие муниципалитета, но и обеспечение его нормальной жизнедеятельности. Такое нередко случается и в Московской области. Понятно, что полным отстранением граждан от участия в принятии важных для муниципалитета решений риск административного паралича не исключить.

Скорее наоборот. Выборы главы муниципалитета, это форма обратной связи между чиновниками и гражданами. Такое взаимодействие необходимо в первую очередь для того, чтобы правильно оценивать общественный запрос и принимать своевременные политические решения. Удаление же хирургическим путем политической составляющей (выборов) из жизни муниципалитетов привело к разрыву связи между населением и муниципальными чиновниками. Два параллельных мира – административный аппарат и народ – существуют в разных реальностях. Никто не объясняет людям, что в такой ситуации следует понимать под самоуправлением и как теперь жителям Подмосковья этот конституционный принцип реализовать.

Теперь понятно, почему эксперты все чаще говорят о глубоком кризисе системы муниципальной власти в Московской области. По задумке областного руководства, муниципалитеты следует превратить в подобие коммерческих компаний, которыми просто управлять, назначив руководителем администрации эффективного менеджера. Таким образом, при принятии управленческих решений политический фактор будет исключен, а людям отведена роль покорного и бессловесного народонаселения. Но эта задумка не работает, что не удивительно, ведь экспериментируя со структурой муниципального управления, подмосковные власти пытаются изобрести велосипед и подменить им нормальный демократический процесс. В его основе принцип сменяемости власти в ходе свободных и прямых выборов, которые у нас в Подмосковье отменены практически во всех муниципалитетах.

Что мы должны делать

В результате реформ, проводимых областным руководством, власть в наших родных Химках передана эффективному менеджеру из далекого Ярославля. При отборе осенью 2014 года кандидатов на должность руководителя администрации конкурсная комиссия руководствовалась неясными критериями, оценить которые у жителей Химок не было никакой возможности. В итоге мы получили высокооплачиваемого чиновника с неопределенными полномочиями, неизвестными компетенциями, но зато получившего неограниченный доступ к городскому бюджету. При этом, как показывает практика, возможности Владимира Слепцова, а вы уже поняли, что речь именно о нем, как руководителя чрезвычайно скромны. Их явно недостаточно для решения действительно насущных вопросов городской жизни. Г-н Слепцов не имеет в своем распоряжении инструментов, с помощью которых он мог бы, например, повлиять на ситуацию вокруг конфликта жителей Новокуркино с застройщиком или на разрешение проблем химкинских обманутых дольщиков.

По моим сведениям, Владимир Слепцов в 2016 году намерен баллотироваться в Совет депутатов с прицелом на то, чтобы занять пост председателя Совета, главы городского округа Химки. Это значит, что власти понимают несостоятельность идеи с назначением руководителя городской администрации, ее нелегитимность и неэффективность. Они оценивают риски и не исключают, что такая модель управления городом в какой-то момент может быть упразднена. Сам же г-н Слепцов, его ближайшее окружение и покровители сделают все для того, чтобы этот эффективный менеджер продолжал руководить Химками не мытьем так катаньем. Готовы ли жители Химок, города, который всегда отличался высокой общественно-политической активностью, безучастно наблюдать за тем, как люди, о которых мы в принципе очень мало знаем, делили наши бюджетные деньги и за наш счет выслуживались перед начальством, рапортуя об очередной велодорожке и покрашенной траве? Я уверен, что мы, химчане, к этому совсем не готовы.

Мы должны дать власти понять, что видим реальную ситуацию в нашем городе, а не ту показушную, которую эффективные менеджеры живописуют в отчетах для начальства. Мы обязаны вернуть областное руководство на грешную землю, показав им, что не готовы быть подопытными в экспериментах над муниципалитетами. Никто не может отнять у нас право на протест в четко очерченных Конституцией рамках, с четкими требованиями, среди которых одно из главных – возвращение жителям Подмосковья права влиять на формирование структуры муниципальных органов власти, избирать руководителей и представительную власть, которые действительно блюли бы интересы народа, а не занимались дележом барышей и «распилом» бюджетов.

Что в итоге

Власть активно готовится к предстоящим в 2016 году выборам. Каждый последующий электоральный цикл в Подмосковье отличается от предыдущего меньшим уровнем общественно-политической активности. Это достигается, в том числе за счет сворачивания наших демократических прав и свобод. Тех же тактик и стратегий придерживаются власти на муниципальном уровне, их основной прием – свести к абсолютному нулю открытый диалог с народом, да и что теперь с нами разговаривать, ведь мы больше ничего не решаем. Времена, когда кандидаты готовы были отдать избирателям за голоса последнюю рубашку, остались в прошлом. Теперь на нас смотрят только, как на источник дополнительных поступлений в бюджет и думают, какие бы социальные льготы у нас еще отобрать, чтобы сэкономить. Но Химки это особенный город, в котором живут особенные люди. Мы отстоим наше право на самоуправление и будем выбирать руководителей, которые говорят с нами на одном языке.

Фото: Новая стела на въезде в Московскую область со стороны Смоленска это чистая аллегория управленческого кризиса в регионе. Уж больно она абстрактна и неустойчива.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Городская газета Химки
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ50-02244
выдано федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) 11.08.2015 г.

© 2015-2020 Bitrage