Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Валентин Глушко – творец отечественной ракетно-космической техники и космонавтики

Сегодня в России на повестке дня создание инновационной индустрии способной поднять экономику страны до уровня соизмеримого с американским и китайским ВВП. Наша страна знает многочисленные примеры успешного создания инновационной продукции и инновационной промышленности. Кто же были её творцы, плоды труда которых вопреки всему устояли в лихие годы хозяйственного беспредела? Творцы, ставшие частью нашей истории, чей беспримерный подвиг продолжает волновать граждан нашего великого государства.

Валентин Глушко был одним из самых успешных участников создания советской ракетно-космической индустрии и космонавтики. Его двигатели, преодолев силы земного притяжения, вывели в космос первый спутник и первого человека, создали надежный ракетный щит страны, утвердили страну в статусе великой державы, осуществили прорыв экономический и информационный блокады в годы “холодной войны”, а ракеты “Энергия”, “Вулкан”, орбитальный комплекс “Мир”, уникальная космическая система “Энергия-Буран” возвратили стране роль лидера освоения космического пространства, утраченную СССР после поражения в битве за Луну.

Начало пути

Валентин Глушко родился 2 сентября 1908 года в Одессе в семье служащего. С детства владел четырьмя иностранными языками, в годы обучения в консерватории играл на одном уровне со своим сверстником гением скрипки Давидом Ойстрахом, брал уроки рисования у лучших преподавателей города. Однако горящий динамит и магия взрыва заворожили Валентина. Он углубленно изучает химию и физику взрыва. Прочитав книги Жюля Верна “Из пушки на Луну” и “Вокруг Луны”, навсегда заболел космическими полетами. Желание ближе увидеть Луну, Марс, звезды привело его в обсерваторию Русского общества любителей мироведения (РОЛМ), где школьник работает астрономом-наблюдателем, создает “Кружок юных мироведов” численностью более 120 членов, который ведет астрономические наблюдения, кружковцы читают научные доклады. За публикации наблюдений Персеид, Венеры, Марса, Юпитера, Солнца, Луны в журналах общества Валентина Глушко избрали членом-корреспондентом РОЛМ, а за работы, написанные в студенческие годы – действительным членом общества.

На занятиях при необходимости он заменяет преподавателей физики и астрономии, ассистирует профессорам одесского университета, делает доклады по теории относительности Эйнштейна. Уже тогда многие считали юношу гением. В 14 лет Валентин вступает в переписку с Константином Циолковским и в одном из писем обещает ему, что космические полеты станут целью и делом всей его жизни. Запуская маленькие пороховые ракеты, конструируя свою первую жидкостную ракету, он понимает сложность поставленной задачи и выстраивает шаги на пути к её осуществлению. Пишет две книги. В “Истории развития идеи межпланетных и межзвездных путешествий” систематизирует и аннотирует полученные сведения, дополняет их своими выводами и комментариями. В другой книге – “Необходимость межпланетных сообщений” – доказывает, что внешние угрозы и прогресс человеческой культуры, истощающий “жизненные соки Земли”, делают необходимым завоевание мирового пространства для спасения человечества.

Шестнадцатилетний школьник, откликаясь на сенсационное сообщение, в центральной городской газете приветствует предстоящее “Завоевание Землей Луны …” ракетой американца Годдарда, делится своими знаниями о межпланетных и межзвездных путешествиях, освещает роль Циолковского, первым предложившим ракету, как единственно верный способ преодолеть силу земного тяготения, достичь Луны и далеких космических миров.

Валентин продолжил образование на физико-математическом факультете ЛГУ. В курсовых работах и материалах к дипломному проекту Валентин развивает идеи Циолковского о создании жидкостной ракеты и ракетного двигателя. Однако в 1927 году на “Всемирной выставке межпланетных аппаратов” в Москве он понял, что ракеты на химической энергии, над созданием которых трудились пионеры ракетной техники, в ближайшее время будут готовы к полетам в космос. Он меняет тему дипломной работы. Разрабатывает теорию и конструкцию «Гелиоракетоплана» и электротермического ракетного двигателя (ЭРД), использующего для полета в межпланетном пространстве солнечную энергию.

Решающий шаг

15 мая 1929 года двадцатилетний Валентин Глушко возглавил отдел электрических и жидкостных ракет (РЛА) и ракетных двигателей (ЭРД, ЖРД) в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Ленинграде – первой в СССР научно-исследовательской и опытно-конструкторской организации по ракетной технике. Вопреки прогнозам, работы по ЖРД в 1929 году в нашей стране и за рубежом так и не вышли из экспериментальной стадии, и к тому же были окутаны плотной завесой секретности.

В ГДЛ Глушко проводит широкомасштабные исследования ракетного топлива, расчеты и моделирование параметров и условий работы ракетного двигателя, далеко выходящие за границы, освоенные наукой и техникой в тепловых машинах. Одновременно на самой большой в стране электрической импульсной установке лаборатории “Миллион вольт” Ленинградского физико-технического института А.Ф.Иоффе и более мощной установке созданной им в ГДЛ, Валентин экспериментально доказал работоспособность разработанного им первого в мире электротермического ракетного двигателя, опередившего на четверть века создание средств доставки “Гелиоракетоплана” в космос. Он самостоятельно конструирует, изготавливает и в 1931 году осуществляет первое в стране успешное огневое испытание ЖРД ОРМ-1 тягой 20 кгс. С 1929 по 1933 годы создает серию ЖРД ОРМ … ОРМ-52 тягой до 300 кг и три ракеты с ЖРД тягой 300 кг для полета на высоту 2–4 км. Разрабатывает и размещает в производство управляемую ракету РЛА-100 с ЖРД тягой 3000 кг для полета на высоту 100 км.

Жидкостные ракетные двигатели Глушко превосходили двигатели американца Годдарда, опережали разработки Вернера фон Брауна, были самыми надежными, самыми мощными и самыми совершенными в мире. Блестящие достижения Глушко, совершенство и перспективность созданных им ЖРД высоко оценили, присутствовавшие на испытаниях ЖРД в ГДЛ в 1932–1933 годах профессор Ветчинкин из ЦАГИ, Цандер, Королёв и другие руководители МосГИРДа, заместитель наркома обороны Тухачевский и другие. Пройдя официальные сдаточные испытания, ЖРД Глушко были установлены на ракете 05 Производственного МосГИРДа, трёх РЛА ГДЛ и на морских торпедах РККФ, использованы по заказу ВВС РККА в проекте авиационного реактивного ускорителя винтомоторного истребителя И-4. Глушко патентует свои изобретения, повышает инженерную квалификацию, работая по совместительству конструктором на Путиловском заводе и внештатным экспертом Комитета по делам изобретений.

Только тридцатиградусные морозы и переезд ГДЛ в Москву помешали Глушко эффектно завершить ленинградский период работы успешным пуском установленной на пусковом столе заправленной топливом и полностью готовой к пуску на Ржевском полигоне ракеты РЛА-2, опережавшей на год аналог фон Брауна. Молодой Валентин Глушко успешно прокладывал свою дорогу в космос, а его исследования закладывали основы конструирования электрических и жидкостных ракет и ракетных двигателей.
Следующая, по замыслам Глушко ракета должна была иметь двигатель тягой 30 тонн и так до 300–1000 тонн, до полетов человека в космос. Без преувеличения можно сказать, что эта программа создавала предпосылки к обеспечению приоритета нашего Отечества в освоении космического пространства, а ее выполнение стало научным и техническим подвигом Валентина Глушко.

Реактивный НИИ

В первом в мире Реактивном НИИ (РНИИ, позже НИИ-3, НИИ-1, сейчас “Центр имени М.В.Келдыша”), образованном 21 сентября 1933 года, тематика работ Валентин Глушко сузилась до ЖРД на высококипящем топливе. Все разработки своих ракет он передал в институте по назначению. В РНИИ на серии ЖРД ОРМ-53 – ОРМ-102 тягой до 600 кг Валентин Глушко продолжил решение научно-технических проблем создания мощного ЖРД. Успешно прошли официальные стендовые испытания ЖРД тягой до 175 кг на азотно-керосиновом топливе предназначенные для ракетоплана и крылатой ракеты и десятки других огневых наземных испытаний. Успешно прошли официальные испытания первого отечественного газогенератора, работавшего часами на азотной кислоте и керосине с впрыском воды. Глушко активно работает в научно-техническом совете РНИИ, публикует статьи и курс лекций, совместно с Лангемаком пишет книгу “Ракеты, их устройство и применение”. Его успешная работа отмечена представлением к ордену Трудового Красного Знамени. Но все попытки продолжить работы по трехтонному ЖРД и ракете РЛА-100 не находят поддержки ни у руководства, ни НТС института.

Кузница кадров

После расстрела в 1937 году Маршала Советского Союза Тухачевского главного модератора Красной Армии, много сделавшего для развития ракетной техники в нашей стране, и замен в руководстве страны, в РНИИ — НИИ-3 все изменилось. Едва теплившийся конфликт руководителей, научные споры о приоритете тематики, конструкции, топливе, методах расчета и т.п., дали рецидивы. За ширмой поиска таившегося повсюду врага пришли в движение механизмы сведения счетов и карьерного роста. В марте 1938 года Глушко был арестован якобы за участие в шпионской, вредительской троцкистской организации и по август 1939 года находился под следствием на Лубянке и в Бутырке. 15 августа он был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. Однако его обращения к Сталину, Берии и другим руководителям страны с призывом использовать его знания и опыт создания новейшей ракетной техники в целях повышения обороноспособности страны нашли понимание – он был оставлен для работы в техбюро 4-го спецотдела НКВД при Тушинском авиамоторном заводе № 82.

В тюрьме из заключенных и вольнонаемных специалистов он создает группу, разрабатывает проекты реактивных ускорителей с ЖРД для самолетов С-100, Сталь-7, более мощный газогенератор и турбонасосную подачу топлива ЖРД. В 1940 году группу Глушко в структуре НКВД перевели в казанское техбюро, получившее после объединения 10 января 1942 года авиационных заводов №16 и №27 название ОКБ-16. Тем же приказом группа главного конструктора Глушко с функциями КБ, производства, испытаний и эксплуатации (летных испытаний) авиационных реактивных ускорителей (АРУ), кузница казанских кадров – прообраз его научно-производственного объединения, была преобразована в КБ-2.

Регулируемые ЖРД АРУ тягой до 1200 кгс с автономной подачей топлива, и полностью автоматизированной работой, позволяли кратковременно увеличивать скорость винтомоторных боевых серийных самолетов на 100—200 км/час. АРУ с ЖРД тягой 300 кг успешно прошли летные испытания на самолетах Пе-2, Ла-7, Як-3, Су-6 и Су-7, были приняты госкомиссией и запущенны в серийное производство. Отчет об их государственных испытаниях был утвержден лично Сталиным.

Успешная работа Глушко в заключении решением Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1944 года была отмечена досрочным освобождением со снятием судимости, назначением главным конструктором ОКБ-СД, образованного из КБ-2, а в 1945 году правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени. Одновременно с ним были освобождены со снятием судимости и награждены большинство специалистов КБ-2.

Германия. Репарация опыта

В 1945 и 1946 годах Глушко в командировке работает в Германии начальником двигательной секции Особой правительственной комиссии и института “Нордхаузен” генерала Гайдукова. Он знакомится с Центром исследований реактивных двигателей в Куммерсдорфе, Ракетным исследовательским центром Пенемюнде, заводами “Миттельверке” и “Монтанья”, институтом RABE и испытательной базой в Леестене; производством поршневых, газотурбинных и жидкостных ракетных двигателей самолетов и зенитных ракет, комплектующих ракеты “Фау-2” в Германии, Чехословакии и Австрии. Под его руководством восстановлены завод “Монтанья” под Нордхаузеном по производству ракетных двигателей А-4 и ТНА, и испытательная база в Леестене близ Заальфельда, освоена технология производства, холодных и огневых испытаний двигателя, восстановлена документация на двигатель ракеты А-4. С августа 1945 года в Леестене стали регулярно проводиться огневые стендовые испытания двигателей, ТНА и ракет А-4.

14 октября 1945 года по персональному приглашению английского правительства Глушко в составе советской делегации присутствует на показательном пуске ракеты “Фау-2”. Делегацию хозяев возглавлял фельдмаршал Монтгомери. На пуске присутствовал король Великобритании Георг VI. В делегациях США и Франции – известные специалисты. Стартовый комплекс и пуск большой жидкостной ракеты произвели на гостей сильное впечатление. Для Глушко здесь не было секретов. Форсированным маршем в Германии он проходил прерванный объединением и репрессиями свой этап создания “30-тонного ЖРД” в исполнении 25-тонного А-4 фон Брауна. Его покоряли стратегическая мощь мышления и масштаб работ фон Брауна. Оценив на практике достоинства и недостатки ЖРД А-4, он там же приступил к созданию 100-тонного ЖРД – следующему этапу своей программы.

Опираясь на 16-летний опыт и изучение ракетной техники в Германии, Глушко предложил Гайдукову, а затем Устинову развернутую концепцию создания ракетной техники в СССР с широкой кооперацией заводов, полигоном, отраслевыми институтами и конкретно создания ЖРД, которая практически была реализована в постановлении от 13 мая 1946 года и других решениях правительства по созданию ракетной отрасли в СССР. Командировки Глушко в Германию не только частично компенсировали потерянные в заключении годы, но и подготовили создание производства и конструкции ЖРД следующего поколения, позволили быстро войти в деловые отношения будущих главных конструкторов, министров, министерств и заказчика, столь необходимые в последующей работе в новой отрасли народного хозяйства.

Основоположник ракетного двигателестроения

Новую ракетно-космическую отрасль народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны в невероятно короткие сроки, в невероятно тяжелых условиях восстановления полуразрушенной страны и холодной войны, в тесном взаимодействии с властью создавали инженеры, ученые и рабочие – специалисты самой высокой квалификации, их знания и авторитет.

Приказом МАП от 3 июля 1946 года Глушко назначен главным конструктором “базового ОКБ-456 освоения двигателей ракеты А-4, создания и дальнейшего развития ЖРД ракет дальнего действия” на авиационном заводе № 456 в подмосковных Химках. Уже через несколько лет на волне всеобщего энтузиазма на месте полуразрушенного, месяцами не работавшего авиационного завода возведены новые цеха, лаборатории, стенды, коммуникации, создано НПО В.П.Глушко, включающее достаточно мощное конструкторское бюро, современный завод опытного и мелкосерийного производства ЖРД и научно-испытательный комплекс, превосходящие производство и испытательные комплексы “Монтанья”, Леестена и Пенемюнде. Его основу составили специалисты, получившие опыт создания ЖРД в Казани и изучившие ракетную технику в Германии. Усилиями Глушко предприятие максимально укомплектовано трофейной немецкой техникой. Решаются кадровые, социальные и жилищно-бытовые вопросы. В реорганизации авиационного завода и создании испытательного комплекса большую роль сыграли заместители главного конструктора Артамонов, Севрук и Шабранский.

18 августа 1946 года на авиационном параде в Тушино состоялся первый в мире показательный полет экспериментального самолета 120Р с работающим ЖРД Глушко. В 1947 году успешно прошли государственные стендовые испытания разработанные авиационные ЖРД, и подготовлены испытания ЖРД тягой до 2000 кг и ресурсом 2 часа. Но авиация в своём развитии выбрала реактивные двигатели. На этом Глушко завершил работы по ЖРД малой тяги.

16 октября 1947 года на полигоне Капустин Яр прошло первое успешное огневое стендовое испытание ракеты А-4 (“Фау-2”), а через день – первый в СССР пуск ракеты А-4. “Кадры советских специалистов освоили технику в достаточной степени, чтобы уверенно вести работу над созданием советских образцов ракетных двигателей”, – заявил Глушко, после проведенных без единой аварии 415 стендовых и 11 летных испытаний двигателей А-4.

В короткие сроки освоено опытное и мелкосерийное производство 25 тонного ЖРД точной копии двигателя ракеты А-4, первый пуск которого в составе ракеты Р-1 точной копии немецкой ракеты А-4 состоялся на стенде полигона Капустин Яр 17 сентября 1948 года, а 10 октября 1948 года – первый успешный пуск ракеты Р-1. Освоено серийное производство ЖРД на заводе “ЮЖМАШ”, созданы ЖРД тягой 37 и 44 тонны. Далее последовали их летные испытания в составе ракет Р-2 и Р-5. Работа по созданию 100-тонного двигателя увенчалась успехом при переходе на более эффективное топливо и впервые примененную радикально новую технологию вакуумной пайки огневой стенки с силовой рубашкой камеры сгорания, ставшей основой конструкции всех отечественных ЖРД. Чрезвычайно легкая конструкция позволяла поднять температуру в камере до 4000 градусов Цельсия и выше, а давление – более 250 атмосфер.

С 1947 по 1988 годы под руководством Валентина Глушко были созданы более 60 ЖРД на высоко и низкокипящих компонентах топлива, применяемых на 36 боевых, стратегических и космических ракетах Королёва, Янгеля, Челомея и самого Глушко. Среди них работающие до наших дней ЖРД первой и второй ступени ракеты Р-7, на которых были запущены первый в мире и большинство спутников Земли, Луны, Солнца, автоматические станции для полетов на Луну, Венеру, Марс и все пилотируемые корабли “Восток”, “Восход”, “Союз” и др. На “Востоке” совершил свой эпохальный полет в космос первый землянин Юрий Гагарин. И другой долгожитель – ЖРД ракеты “Протон”. И самый большой в мире 800-тонный ЖРД первой ступени ракет-носителей “Зенит”, “Гром”, “Энергия”, “Вулкан”.

Великий ученый

Валентин Глушко оставил глубокий след в отечественной и мировой науке. Выдающийся теоретик, мыслитель, организатор науки и техники объединял и координировал работу специалистов, академиков, кандидатов и докторов наук. Его школа разрабатывала ракетную и космическую технику, создавала теорию, проводила фундаментальные и прикладные исследования, получившие развитие как самостоятельные направления науки. Сам он автор более 400 научных работ, статей и изобретений по электротермическим, жидкостным, ядерным и лазерным энергоустановкам, главный редактор многотомных Трудов КБЭМ, трех первых изданий энциклопедии “Космонавтика” и др. В 1953 году Глушко избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1958 году – действительным членом Академии наук СССР, в 1957 году ему присуждена степень доктора технических наук, он действительный член Международной академии астронавтики, по его инициативе создана Академия космонавтики СССР.

Занимая в АН СССР особое место, он организовал и возглавил Научный совет при Президиуме АН СССР по проблеме “Жидкое ракетное топливо”. Его целенаправленные поиски топлива, как основы энергетики ракет, сопровождается созданием ЖРД на высококонцентрированной перекиси водорода, фторе и водороде, изданием 40 томов академических справочников по термическим, термодинамическим и теплофизическим свойствам индивидуальных веществ как итог систематической многолетней работы Валентина Глушко в качестве научного руководителя, исполнителя и главного редактора. Широко использующиеся у нас и за рубежом в ракетной технике и других прикладных науках справочники являются национальным достоянием.

Он прокладывает пути развития космических средств на ближайшую и отдаленную перспективу, создания баз и космического производства на Луне, Марсе, астероидах, преобразования Солнечной системы, анализирует перспективы и реальность создания эфирных городов будущего, повышения возможности человеческого организма, использование солнечного паруса и ядерного горючего в плазменном состоянии, проблемы создания аннигиляционных двигателей. По его расчетам “полет на Марс пилотируемого КК начальной массой 2000 тонн с газофазным ЯРД тягой 250 тонн и удельным импульсом 50 км/с с околоземной орбиты сокращается с полутора лет до одного-двух месяцев”.

В решении научных и прикладных задач, комплексной обработки информации, математическом моделировании физико-химических процессов и их диагностики в реальном масштабе времени с применением элементов искусственного интеллекта, в автоматизированном проектировании, оптимизации решений и т.п. НПО Глушко широко использует самую совершенную вычислительную технику. Бесценен вклад Валентина Петровича в подготовку кадров ракетной индустрии. Он участвует в обучении специалистов, добивается создания кафедр ракетных двигателей в ВУЗах, аспирантур и ученых советов. Он председатель научно-методического совета по астрономии и космонавтике Всесоюзного общества “Знание”. Академик делится своими знаниями в многочисленных выступлениях и публикациях по вопросам мироздания и освоению космоса. Он создает и оказывает помощь музеям космонавтики. Патриарх ракетного двигателестроения успешен и самодостаточен. Его по-прежнему влекут музыка и изобразительное искусство.

Трагедия Н-1

Безраздельное первенство Советского Союза в космосе вынудило США к беспрецедентным ответным действиям. Для восстановления падающего престижа США в качестве лидера мирового технического прогресса президент США Дж.Кеннеди в историческом послании к Конгрессу 25 мая 1961 года предложил: “До окончания текущего десятилетия … первыми высадить человека на Луне и благополучно вернуть его на Землю”. Поставив перед американской нацией высокую цель, Дж.Кеннеди сделал лунную гонку главной ареной исторического соревнования капитализма и социализма, сконцентрировав на победу все ресурсы Америки.

Постановлением правительства Глушко был назначен основным разработчиком ЖРД ракеты Н-1 в лунном проекте СССР. К этому времени двигатели F-1 и J-2 лунной ракеты США уже вышли на стендовые испытания. Поэтому основная нагрузка за итоги соревнования ложилась на двигатели. С энтузиазмом академик рассматривает широкий спектр вариантов топлива и схем ЖРД, соизмеряет время их создания со сроком реализации проекта. Не ограничиваясь созданием ЖРД, он активно участвует в обсуждении лунного проекта, предлагает и отстаивает своё видение топлива, размерности и структурирования ЖРД на ракете. Настаивает на проведении предварительных летных испытаний верхних ступеней ракеты, на изменении срока создания ЖРД и размерности двигателей. Выступает против переноса стендовых испытаний первой ступени (совместной работы 30 ЖРД, системы управления и контроля) на летные испытания в составе ракеты, за доставку на Луну двух космонавтов, как в лунном проекте США, вместо одного. Считает чистой авантюрой ставить основным разработчиком ЖРД авиационное предприятие, не имеющее ни опыта, ни соответствующего оборудования и т.п. Его непримиримость по предотвращению, по его мнению, ошибок проектирования и методов отработки ракеты привела к устранению его от участия в реализации проекта Н-1. Были закрыты и альтернативные Н-1 лунные проекты на базе ракет УР-700 Челомея и Р-56 Янгеля. На этапе стендовой отработки прекращено финансирование создаваемого Валентином Петровичем 600-тонного ЖРД. Четыре подряд аварийных пуска Н-1 по вине ЖРД первой ступени подтвердили правоту Глушко. После четвертой аварии наша лунная программа была закрыта. К концу 1972 года на Луне побывали 12 американских астронавтов, их первый полет на Луну состоялся в 1969 году. СССР проиграл лунную гонку.

Ракетно-космические системы

Обеспокоенное создавшимся положением правительство поручило Валентину Глушко вернуть утраченное СССР лидирующее положение в космонавтике. 22 мая 1974 года Валентин Петрович возглавил самое крупное за время существования отрасли вновь созданное НПО “Энергия”, в которое в числе других вошли “королёвское ЦКБЭМ”, как ГКБ, и его НПО Энергомаш. Теперь, в распоряжении директора и генерального конструкта НПО “Энергия” Валентина Глушко находился мощный инструмент реализации его предложений, включающих пилотируемые полеты на Луну, планеты Солнечной системы и отдаленные космические объекты, создание большой постоянно действующей орбитальной станции и многоразовых космических систем, космических поселений на Луне и Марсе, космического производства и эксплуатации планет.

Осуществление программы Глушко основывается на создании многоцелевых тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей “Гроза”, “Энергия”, “Вулкан”, собираемых из универсальных модульных блоков с кислородно-керосиновым ЖРД тягой 1200 тонн и кислородно-водородных 200-тонных ЖРД, универсального полигонного монтажно-испытательного и стартового комплексов, позволяющих готовить и пускать любую ракету его ряда, выводящую на околоземную орбиту полезный груз массой 30, 100 и 250 тонн. Он готовит предприятие в кратчайшие сроки реализовать все заявленные проекты. Не сразу прославленный “королёвский” коллектив ГКБ НПО “Энергия” понял, что с приходом Глушко началась новая эра космонавтики. Валентин Петрович устанавливает нужный темп, сам работает на износ и 14 лет твердой рукой ведет свое НПО от победы к победе, продолжая работы по пилотируемой космонавтике, руководит завершающим этапом совместного с США проекта “Союз-Аполлон”, совершенствует и создаёт новые космические аппараты, ракеты и ЖРД. На новом уровне Глушко возвращается к своему юношескому проекту крупномасштабной постоянной лунной базы.

Решая грандиозные задачи в условиях ограниченного времени и финансовых средств, Валентин Глушко внедрил матричную систему управления проектами, контроля и принятия решения, которая вместе с линейной функциональной составила эффективную адаптивную организационную структуру управления реализацией проектов созданной кооперацией предприятий.

В условиях очередного обострения международной обстановки для обеспечения безопасности страны, по требованию МО СССР, приоритетным направлением работы НПО “Энергия” становится создание полного аналога стотонного МКС США “Спейс Шаттл”.

В отличие от “Шаттла”, как КК с подвесным топливным баком, Глушко создает МКС, как универсальную ракету “Энергия” с подвесным КК “Буран”. Тем самым, по существу, он продвинул создание всего своего ряда ракет-носителей для полетов на Луну, Марс и другие космические объекты, и реализацию государственной программы освоения космоса.

В работе находилась серия орбитальных станций “Салют”; пилотируемые и грузовые КК, в том числе, КК “Прогресс” и малые многоразовые корабли массой от 15 до 32 тонн; введена в эксплуатацию модульная постоянно действующая станция “Мир”; разработан проект станции “Мир-2” с базовым 100-тонным блоком, решены вопросы постоянного пребывания космонавтов на КК и увеличения длительности непрерывной работы космонавтов на орбите до полутора лет; возобновлены полеты в космос женщин и совместных полетов в космос с иностранными гражданами; на земле имитируется полет на Марс; готовятся экипажи космонавтов для работы на Луне и Марсе.

Одновременно Валентин Петрович Глушко обеспечил высокую надежность МКС “Энергия-Буран” тысячами испытаний на сотнях стендов вновь созданной мощной испытательной базы, добился проведения предварительных ЛКИ универсального модульного блока всех ракет ряда, в качестве первой ступени РН “Зенит”, широкого освоения производства и эксплуатации водорода и т.п.

Преодолев технические трудности и мощное противодействие со стороны отраслевых и академических институтов, министерств, ведомств и смежников, Глушко создал самый большой в мире высоконадежный 800-тонный ЖРД; осуществил в 1985 году успешные летные испытания универсального модульного блока ракет-носителей в составе РН “Зенит”; 15 мая 1987 года – первый полет РН “Энергия” и 15 ноября 1988 года – первый полет универсальной МКС “Энергия – Буран” с автоматической посадкой КК “Буран” из космоса в расчетную точку посадочной полосы космодрома Байконур; решил поставленную задачу обороны страны в космосе и из космоса. Всё, что сделал Глушко, было сделано впервые, все пуски ракет с первого ЛКИ успешны. Высоконадежный ряд ракетоносителей Валентина Глушко успешно продолжил начатый Вернером фон Брауном на “Сатурне-5” с ЖРД F-1 и J-2 революционный переход грузоподъемности ракет от десятков к сотням тонн выводимых на орбиту грузов.

Осуществленные мечты и реальность

Валентин Петрович Глушко одержал полную победу. СССР вновь стал лидером освоения космоса. Президенты США и СССР обменивались планами использовать РН “Энергия” (“Вулкан2) для осуществления совместной экспедиции на Марс. Перед страной открылась уникальная возможность, используя мощный рычаг инновационных достижений СССР, решить задачу создания фундамента рыночных отношений в стране, в том числе её экономической базы. Однако при ликвидации органов власти и управления СССР и РСФСР пришедшие к власти “молодые реформаторы” – “гайдары”, “немцовы”, “чубайсы”, “уринсоны” и др., ставшие волей провидения вершителями её судеб, не только не захотели сотворить “советское чудо”, но скорее умышлено, чем по недомыслию, помешали использовать имеющийся в мире положительный опыт перевода плановой экономики стран на рыночные рельсы, в том числе опыт лауреата Нобелевской премии Леонтьева, одного из авторов “японского чуда”, специально приехавшего на родину, чтобы помочь ей безболезненно пройти этот критический момент её истории, и с необыкновенной легкостью перевели великую державу в разряд беднейших развивающихся государств третьего мира.

Разработчик и технический руководитель летных испытаний МКС “Энергия-Буран” Валентин Глушко по состоянию здоровья не смог принять участия в её триумфальном пуске. Менее чем через два месяца после эпохального полета МКС “Энергия-Буран”, 10 января 1989 года Валентин Петрович Глушко скончался и был погребен на Новодевичьем кладбище. Соратники Глушко уверены, если бы бог дал ему “с его неохватным умом, сосредоточенной волей, негнущимся характером” ещё пять лет жизни, то современники могли уже сейчас на выходной летать на Луну, а в особом случае на Марс.

За почти семьдесят лет напряженной работы Валентин Глушко, прокладывая пути в космос, как великий ученый и крупный инженер создавал и развивал практически все области ракетной и космической техники. Его научное и техническое наследие грандиозно. Оно поражает не только широтой охвата решенных научных и технических проблем, но и их огромным влиянием на создание и развитие ракетной техники. И четверть века спустя, опережая мировоззрение целых поколений, его многогранные идеи, методы и тенденции развития, вросшие корнями в инновации, торжествуют и приносят плоды. Остаются не превзойденными его ЖРД и его унифицированный “ряд” тяжелых и сверхтяжёлых ракет, определившие на длительную перспективу развитие космонавтики СССР.

Созданные Валентином Петровичем Глушко и его школой ЖРД нашли применение в нашей стране и за рубежом в США, Китае, Южной Корее. Глушко вооружил человечество надежным инструментом практического ответа на угрозы существования земной цивилизации со стороны космоса и её собственного развития, открыл эпоху всестороннего использования неисчерпаемых ресурсов вселенной.

В условиях экономического подъема, охватившего все отрасли народного хозяйства, пророчески звучит не утратившее актуальности завещание академика Валентина Петровича Глушко, совершившего беспримерные подвиги, сделавшего невозможное возможным, имя которого будет вечно сиять звездой первой величины в созвездии творцов человечества.

Человек в космосе – это гимн человеческому разуму, апофеоз науки и техники. Дети чудесной планеты Земля! Вам открыты двери во Вселенную. Смело устремляйтесь в бездонный космос, изучайте и осваивайте его! В добрый путь! Вы – его хозяева.

Владимир ДАВИДЕНКО

Автор статьи – кандидат технических наук, инженер-механик, ведущий конструктор, главный специалист, советник генерального директора и генерального конструктора НПО “ЭНЕРГОМАШ”. Член Совета директоров НПО “ЭНЕРГОМАШ” и предприятий Химкинского района. Участвовал в создании и в стендовых и летных испытаниях девяти базовых ракетных двигателей (РН “Протон” и “Энергия”) и их модификаций, среди которых РД-253, РД-170.

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Городская газета Химки
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ50-02244
выдано федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) 11.08.2015 г.

© 2015-2020 Bitrage