Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Юридическая консультация. Отрезать квартиру от света и канализации можно только в установленном порядке

Нередко собственники и наниматели жилых и нежилых помещений сталкиваются с тем, что управляющая или ресурсоснабжающая организация угрожает установить заглушку в канализацию или отключить электроэнергию. Причем задолженность по оплате коммунальных услуг может быть совсем незначительной. О том, какова процедура уведомления потребителей о приостановлении (ограничении) коммунальных услуг, в комментарии юриста Анастасии Колесниковой.

Например, такое объявление 6 марта 2020 года было размещено на дверях подъездов во многих многоквартирных домах в Химках.

Отмечу, что неполной оплатой коммунальной услуги считается наличие задолженности по конкретной коммунальной услуге в размере, превышающем сумму 2-х месячных размеров платы за нее, исчисленную исходя из норматива и тарифа (п.118 Правил предоставления коммунальных услуг). При этом должно отсутствовать соглашение о погашении задолженности за коммунальные услуги или в случае невыполнения потребителем условий такого соглашения.

В таких случаях управляющая организация в обязательном порядке должна направить соответствующее уведомление потребителю, у которого с момента получения такого предупреждения должно быть 20 дней до предполагаемого дня ограничения (приостановления) коммунальной услуги (п.119 Правил предоставления коммунальных услуг).

С 31 июля 2019 года уведомление не обязательно должно быть сделано в письменном виде. Способы, которые для извещения потребителя может использовать управляющая организация, могут быть различными (п.119 Правил предоставления коммунальных услуг).

Главное, чтобы такое предупреждение было направлено способом, подтверждающим факт и дату его получения. То есть, вопреки распространённому мнению, это не обязательно должно быть заказное письмо с уведомлением.

Важный момент № 1: для возможного ограничения конкретной коммунальной услуги задолженность по оплате должна быть именно за эту конкретную коммунальную услугу.

Например, если житель не оплачивает все жилищно-коммунальные услуги по единому платежному документу (ЕПД), а электричество оплачивает напрямую ресурсоснабжающей организации, то отключение электричества за долги по другим коммунальным услугам не допускается.

Важный момент № 2: действия по ограничению (приостановлению) коммунальной услуги не должны приводить к:

  •  повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
  •  нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в доме и полностью оплачивающих ЖКУ;
  •  нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Именно нарушение требований пригодности для постоянного проживания отметил в  своем Постановлении от 5 марта 2019 года Верховный Суд РФ.

Суть дела сводилась к следующему: управляющая организация установила собственнику жилого помещения заглушку в канализацию и была привлечена за это к административной ответственности – на нее наложили штраф 50 тыс. рублей.

Высшая судебная инстанция не только указала, что управляющая компания нарушила процедуру уведомления жителя об ограничении коммунальных услуг, но и сделала очень важный вывод, что ограничение коммунальных услуг приводит к непригодности жилого помещения для постоянного проживания.

Довольно часто управляющие организации самовольно без предупреждения отключают электричество или устанавливают заглушку в канализацию. Для того, что эффективно защитить свои права в дальнейшем и оштрафовать управляющую организацию за допущенные нарушения, вам необходимо придерживаться следующего алгоритма.

1. Зафиксировать тот факт, что имеется ограничение (приостановление) коммунальных услуг. Например, составить акт об отключении электричества с участием председателя совета многоквартирного дома.

2. Зафиксировать, что данные действия совершила именно управляющая организация (УО), собрать другие документы, свидетельствующие об этом. Например, письмо УО о том, что «мы отключили вам электричество в связи с задолженностью по оплате ЖКУ» или аудиозапись разговора с сотрудником управляющей организации, который это подтверждает.

3. Данные документы необходимо приложить к жалобе в Жилищную инспекцию и в Роспотребнадзор и требовать привлечения управляющей организации к административной ответственности.

Таким образом, объявление, которое размещено на подъездах многоквартирных домов в Химках от лица управляющей организации, не может являться надлежащим уведомлением конкретного потребителя об ограничении коммунальных услуг, что уже является нарушением обязательной процедуры уведомления.

Помимо прочих нарушений, в данном объявлении также отсутствует дата, нет подписи, нет указания на то, какая именно коммунальная услуга будет ограничена и кому конкретно.

2 комментария

  1. Лина Лина 11.03.2020

    Теплоэнерго начислили за декабрь дважды оплату, при этом гарантировали перенос на февраль , в феврале пришёл счёт в 2 раза превышающий норматив Поступило уведомление оплаты в 5 – ти дневный срок ранее все счета оплачены

  2. Лина Лина 11.03.2020

    Теплоэнерго начинили за декабрь дважды, гарантируя перенести на февраль в феврале счёт в Два раза првысил норматив Я потребовала перерасчёт, мне пришло письмо с угрозой за 5 дней сделать оплату я обратилась в УК за перерасчётом – ответ не поступил

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Городская газета Химки
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ50-02244
выдано федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) 11.08.2015 г.

© 2015-2020 Bitrage